О культуре духовной и физической!

Эта статья является результатом многолетнего опыта работы в системе профессионального образования, наблюдения за студентами в процессе обучения, изучения проблем, связанных с образовательным процессом и поиском их решения. Может показаться странным, что два педагога дизайнер и преподаватель физической культуры объединились в творческий тандем по написанию статьи. Что нас объединило? Простая формула – «В здоровом теле – здоровый дух!». Несколько лет мы проработали «бок о бок» в предметно цикловой комиссии «Дизайн» и на собственном опыте увидели эту непосредственную взаимосвязь между здоровьем физическим и духовным. Кроме того нас объединяет позиция не только российского педагога гражданина, но и общее православное вероисповедание. Мы думаем и говорим на одном языке православной Традиции и Культуры.

Идея написания статьи родилась в результате поиска ответов на извечные вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?». Эта статья является попыткой если и не ответить на эти вопросы, то хотя бы наметить путь движения в их решении, для этого мы попытаемся проанализировать процессы, произошедшие в российской культуре в конце 20 и начала 21 веков.

Конец 20 века был ознаменован развалом СССР и переворотом в сознании общества, воспитанного на определенных культурных, морально – этических принципах и идеалах, и возникшей в связи с этим реальной правдой жизни. Страна не только перестала существовать в привычном виде, но изменились и условия выживания в переходный период. «Лихие 90-тые» - под таким названием вошло это десятилетие в историю новой страны. Новые экономические отношения не рыночные, а скорее «базарные» стали фетишем нашего общества. Забыв о таких понятиях как патриотизм, нравственность, сострадание, милосердие, честность, порядочность, многие ринулись в объятия хаоса зарабатывать деньги. И если в СССР ученые, творческие работники и многие другие специалисты периодически безвозмездно трудились на овощных базах, то в 90-ые годы они были вынуждены отправиться на рынок в прямом смысле слова. Закрывались научные институты, заводы, фабрики, предприятия, закрылись профессионально технические училища. Огромная армия безработных специалистов высокого уровня была вынуждена уйти в коммерцию. Стали, как грибы вырастать платные учебные заведения престижных профессий. Особенно сильно это отразилось на учебных заведениях творческих профессий. Возможность поступить в них на платной основе без необходимых навыков, подготовки и конкурса, нанесла огромный вред в области девальвации творческих профессий и не только. Ученые, юристы, врачи, артисты, художники, педагоги были вынуждены принимать новые предлагаемые им условия игры. Многие не выдержали, многие перестроились на рыночную основу, многие ушли из профессии, но многие, не взирая ни на что, остались. На общественную профессиональную сцену вышел предприимчивый недоучка дилетант. Демократия и свобода многими стали восприниматься как вседозволенность, со всех сторон света на страну обрушился шквал инородных морально – этических ценностей, норм жизни. Понятие Культура подменили понятием Мода. Мода на профессии, образ жизни, человеческие и межличностные ценности. В моду вошли сексуальная распущенность, засорение родного языка сленговыми оборотами и словами, денежные отношения вместо нравственности. Мгновенной реакцией на все эти события стал резкий спад уровня рождаемости. Образовалась так называемая «демографическая яма». Ребенок стал редкостью в семье и незаметно стал превращаться в маленького идола, которому было все позволено и подвластно. «Любой каприз за Ваши деньги!» - вот лозунг нашего общества в начале 21 века. Но денег катастрофически не хватало! Родители из кожи лезли, чтоб обеспечить свое чадо, так как новая Культура диктовала свои правила. Замена школьной формы на обычную одежду выявила резкое разделения на бедных и богатых. Дети стали посещать учебные заведения не с целью получить знания, а утвердить свой социальный и материальный статус. Часто бедные учителя и преподаватели выглядели оборванцами среди своих учеников. На телеэкране появилась реклама, в которой учительница тщательно застирывает пятно на единственной кофточке. Появилось пренебрежительное название учеников стремящихся к знаниям – «ботаники». А самое страшное, у многих появилась заманчивая возможность прикоснуться к творчеству, не имея на то основания. Что-то промычал – певец, что-то написал - поэт, писатель, что-то нацарапал – художник. Не надо учиться, трудиться, до седьмого пота, до разрыва сердца! Что объединяет творчество и спорт? Труд! Тяжкий, порой изнурительный, всепоглощающий. К нему в искусстве и спорте приучают с самого раннего возраста. Когда их сверстники гуляют, развлекаются, эти маленькие творцы, олимпийские чемпионы вкалывают, не покладая сил. Они начинают возделывать в себе Культуру.

Культура – (лат. Cultura) – возделывание, воспитание, почитание. Мир Культуры решает две формально противоположные задачи: поддерживание статики (устойчивости) общества, благодаря сохранению и воспроизведению традиции, и обеспечение его динамики, благодаря творческим инновациям. Особенную роль в Культуре играет система образования, так как культурное наследие не воспринимается само собой и требует сознательного отбора, передачи и освоения. При этом Культура не только должна поощрять и закреплять необходимые для нее качества, но и выступает как репрессивная сила, осуществляющая при помощи системы запретов различение «своего» и «чужого», понятия «плохо» и «хорошо». По уровню Культуры цивилизации (совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии, используемых обществом, составляющих культурные традиции и служащих дальнейшему прогрессу человечества) мы можем судить о степени «вменяемости» того или иного общества. Объективным фактором для этого суждения служат исторические и культурные памятники, оставленные нашими предками в наследие. Это наследие изучается комплексом гуманитарных наук, в первую очередь культурологией, философией культуры, этнографией, культурной антропологией, социологией, психологией, историей. Зачастую вхождение в Культуру может стать проблемой, требующей моральных и творческих усилий. Мы часто напоминаем своим ученикам, что катиться вниз гораздо легче и приятней, чем карабкаться вверх! Это усилие восходить все выше и выше является неотъемлемым условием в и спорте. С точки зрения православной Традиции и Культуры в жизни человека есть три стороны: телесная, душевная и духовная. Каждая из них имеет свои силы, потребности и свои способы их удовлетворения. Человек живет тогда, когда все его силы находятся в движении и все потребности удовлетворяются. Если же не все находится в движении, то человек живет не по-человечески, так как светская жизнь занимает и питает не все стороны его естества, а только некоторые. Эти «некоторые» стороны принадлежат к его окраинам, центр же его теряется из виду. Созданный по Божественному образу и подобию, человек наделен создателем абсолютной свободой выбора в сторону добра и зла, плохого и хорошего. Его тело является сосудом, в который помещена его бессмертная душа и по милости Божией прибывает Святой дух. Человек обязан беречь и надлежащим образом заботиться о теле и душе. В этой связи появляется формирования понятия целомудрие телесное и душевное. Телесное целомудрие это не только сохранение девства юношей и девушкой до брака, это и сознательный отказ от всего, что может нанести вред телу и здоровью: алкоголь, табакокурение, наркотические вещества. Целомудрие душевное подразумевает воздержание от сквернословия, нравственной распущенности, злобе, зависти и прочим страстям. Одной из потребностей души человека является религиозность, которая в каждом проявляется индивидуально. Атеизм это тоже религиозность человека верящего в то, что после его смерти ничего не будет. Такая вера порождает жизненные принципы: «После нас – хоть потоп!» и «Деньги не пахнут!». Эти принципы стали особенно популярны в последнее время. На этих принципах, многие «друзья России» намерены воспитывать нашу молодежь, играя на самых низменных человеческих чувствах. Часто этому способствуют средства массовой информации и поп - культура, подменяя истинные ценности суррогатом. В связи с этим меняются требования к современным педагогам. Основная задача педагога сегодня не только профессиональное владение преподаваемыми дисциплинами, но и морально-этическая, гражданская и нравственная позиция.

Педагог всегда был и остается образцом подражания для ученика. Сегодня преподаватель должен быть хорошо осведомлен о всех проблемах жизни своего студента. Функции «давать предмет» сегодня не достаточно. Институт брака сегодня обесценен, преобладают неполные семьи, и педагог часто выполняет функцию «родителя» для своего ученика. Это безусловно сказывается на его психической и физической нагрузке. Укрепление здоровья и профилактика заболеваний педагогического состава ложится на плечи администрации учебных учреждений. В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связанно с озабоченность общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Современные требования, предъявляемые сегодня к специалистам направления «Дизайн» подразумевают не только наличие таланта и специальных профессиональных знаний и умений, но и повышенную стрессо устойчивость, способность работать в графике ненормируемого рабочего дня, способность к постоянному саморазвитию. Учебное заведение обязано научить студента здоровому образу жизни (ЗОЖ). Это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

В условиях здорового образа жизни, ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, позволяющего в единстве стилевых особенностей поведения, построить себя как личность, в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни. Одним из важнейших факторов здорового образа жизни является дисциплина. Наличие или отсутствие навыка в дисциплине влияет на жизнь молодого человека с раннего возраста. Опоздания на занятия, нарушение субординации, нарушение сроков выполнения учебных заданий, лень и многие другие причины напрямую связаны с уровнем освоения профессии. Особенно это сказывается на творческих профессиях. Талант это – качество, которое не принадлежит человеку. Оно дано ему от рождения милостью Божией. От человека зависит то, как он распорядится с этим талантом, увеличит и разовьет его, или закапает как в евангельской притче. Развитие таланта это каждодневный напряженный труд. Отсутствие самодисциплины напрямую связано с отсутствием работоспособности. Это хорошо известно представителям искусства и людям творческих профессий. Оказавшись на «вольных хлебах», освобожденный от необходимости систематически ходить на работу и трудиться, такой человек без самодисциплины очень быстро начинает скатываться вниз. Прогрессирует потеря профессиональных навыков, пропадает вдохновение, возникает творческий кризис. Некоторые пытаются стимулировать себя алкоголем, наркотическими веществами, но это только углубляет проблему, часто такая личность подрывает свою психику и доходит до самоубийства. Задача современного педагога в области творческих профессий не только передать свой опыт и знания, но и на собственном примере научить ученика достойно выходить из таких кризисных ситуаций. Педагог обязан приучить студента к дисциплине, выработать у него рефлексию. Еще очень важно понимать, что Культура тела не должна перевешивать Культуру Духа! Нам известен пример древней Спарты, где культ здоровья и красоты тела возобладал над духовными ценностями. В Спарте убивали всех новорожденных детей с отклонениями в здоровье! Скоро там стали рождаться красивые идиоты! В православии есть такое понятие - Духовный инвалид. Есть над чем задуматься…

В январе 2016 года наш колледж будет отмечать свой 90 летний юбилей. За это время из стен нашего учебного заведения вышла плеяда талантливых, профессионально подготовленных специалистов. Администрация и педагоги колледжа, опираясь на лучшие классические российские традиции, неустанно внедряют новейшие инновационные технологии в систему образования. Большое значение уделяется здоровому образу жизни, во внеурочное время проводятся встречи с представителями православного духовенства. Наш колледж - большая многонациональная семья, в которой созданы условия для полнейшей реализации профессионального потенциала как педагогов, так и студентов. Педагоги дизайнеры и наши студенты принимают участие в благотворительных акциях, выставках. Собранные средства от продажи авторских работ передаются на нужды благотворительности, которой всегда отличалась Россия!


Петрова М.В. - преподаватель высшей категории по специализации «Дизайн», иконописец, дизайнер, искусствовед.

Козырева Е.А. - преподаватель высшей категории дисциплины « Физическая культура» , «БЖ» - Раздел «Основа медицинских знаний»,Председатель ЦМК «Физическая культура и БЖ»,Заместитель директора по воспитательной работе МПЭК РЭУ им. Г.В. Плеханова.


Статья написана по благословению Иерея Дмитрия Дикопольского – Настоятеля Храма Великомученника Петра Черевкова Архангельской области.

Comments are now closed for this entry